Дорога, по которой эти широкие, плотно обхватывающие щиколотку штаны-алладины с заниженным шаговым швом добрались до гардероба наших модниц и модников, полна интригующих поворотов. Впрочем, как и сюжет о самом Алладине из знаменитой “Тысячи и одной ночи”.
Историки моды в большинстве своем согласны: этот вид одежды родом из Индии - страны, где утонченная чувственность загадочным образом уживается с женской скромностью. Алладины (и в этом сошелся во мнениях коллектив Exclusive Textile) отвечают самому духу индийской культуры: они многое скрывают и в то же время дают свободу и будто намекают на волнующие тайны...
А между тем, другие специалисты отдают приоритет древним кутюрье из Средней Азии: якобы моду на шальвары в Индию привезли завоеватели скифы и кушаны лет за 150 до нашей эры. Кстати, штаны, весьма близкие по конструкции, и сегодня носят некоторые народы Азии - например, афганцы, даже не подозревая, что одеваются по моде. Понятно теперь, почему шальвары называют еще и “афгани”? Однако что-то нам подсказывает: вряд ли мы сможем узнать, кто был их автором - индус, скиф или какой-нибудь кушан - с тех пор как никак пролетела пара тысячелетий. А вот как они попали в Европу, известно более или менее точно.
В середине XIX века Амелия Блумер - американская журналистка и страстная защитница прав прекрасного пола - заявила: женщина вправе носить любую одежду - лишь бы она была ей удобна. Революционный манифест по тем временам! Более того, она лично предстала перед почтенной публикой в юбке чуть ниже колен, из под которой торчали пышные шаровары. Шаровары тут же стали называть как блумерсы в честь эпатажной мадам, они вошли в моду, но... Носили их лишь такие же, как Амелия, “эмансипэ”.
Журналист и блогер Пэтти Хантингтон из Австралии раскопал еще один любопытный сюжет. Примерно в то же время, когда Амелия эпатировала сограждан блумерсами, в похожих штанах “рассекали” в Африке солдаты элитных частей лёгкой пехоты французских колониальных войск - зуавы. Вот уж, в самом деле, идеальная одежда для душного и жаркого климата! Между прочим, вскоре зуавы в полном обмундировании поехали в Америку, где участвовали в Гражданской войне, - не у них ли подхватила идею незабвенная госпожа Блумер? К слову, “зуавы” и "штаны-алладины" на сегодняшний день стали почти неразличимыми понятиями.
Уже в начале XX века французский дизайнер Поль Пуаре сделал еще одну попытку разрушить закостеневшую традицию и ввести в обиход стиль, названный им “султанским”. Видимо, он рассчитывал: сработает растущая в обществе тяга ко всему восточному. Модницам месье Пуаре предложил комплект из шальваров и туники (а именно так, к слову, до сих пор одеваются в Пенджабе, Кашмире и некоторых других районах Индии, где этот комплект именуется “сальвар-камиз”).
Сегодня, когда любые, даже самые безумные новинки модных домов идут “на ура”, трудно представить, что предложенный Пуаре стиль был воспринят... как атака на традиционные западные ценности! Дизайнер даже вынужден был подать иск о защите чести и достоинства на журнал “La Renaissance Politique”. И все же кое-какие успехи в продвижении стиля у месье Пуаре были: в 1910-1920-х годах шальвары стали популярны среди богемы.
Но, честно говоря, все попытки внедрить алладины в широкие народные массы в Европе завершались провалом. Тем не менее, в конце 1980-х-начале 1990-х они вновь ворвались в нашу жизнь вместе с рэпером из США MC Hammer’ом. Красные, желтые, черные и белые штаны-алладины стали его фишкой, его стилем, его вызовом всему традиционному, как и рэп, с которым он презентовал себя публике. Молодежь с восторгом подхватила фишку, а штаны получили новое (какое уж по счету) название: “хаммеры”. Обратите внимание: во времена этого рэпера шальвары перестали быть исключительно женской одеждой. Правда, и эта мода потихоньку схлынула.
А в 2009 году они снова вернулись. Но уже не как одежда-протест - скорее, как элемент стиля, символ индивидуализма, придающий облику особый шик и заметность. Три европейских ритейлера “Zara”, “Topshop” и “Mango” запустили их в продажу, и с тех пор штаны-алладины, имеющие богатую и полную приключений историю, шаг за шагом завоевывают гардеробы модников и модниц.